Вагинит: причины, симптомы и лечение

Вагинит – это воспаление слизистой оболочки влагалища, которое возникает на фоне нарушения баланса микрофлоры или присоединения инфекции.

В норме у женщины выделения из влагалища присутствуют всегда. Их количество зависит от фазы менструального цикла, приема лекарственных препаратов, беременности и других факторов. При этом неприятные ощущения отсутствуют. При любом отклонении от нормы (изменении количества и цвета выделений, зуде, раздражении и других симптомах физического дискомфорта) врач может заподозрить у женщины вагинит.

от 12 000 рублей

Симптомы вагинита

Какие будут признаки и будут ли они вообще, зависит от возбудителя. К общим симптомам вагинита относят:

• увеличение объема выделений из влагалища, изменение их цвета и консистенции;
  • физический дискомфорт — зуд, жжение, раздражение вульвы;
  • изменение запаха;
  • частые позывы к мочеиспусканию и неприятные ощущения в процессе;
  • болезненность при половом контакте;
  • отек и покраснение слизистой оболочки влагалища и кожи наружных половых органов.

Цвет, консистенция и запах выделений часто зависят от вида вагинита, по ним гинеколог может предположить диагноз, но только этих признаков недостаточно — необходимо провести диагностику, чтобы точно определить причину проблемы.

Формы вагинита

В зависимости от причины, которая вызвала вагинит, выделяют 3 формы патологии:

• Бактериальный вагиноз: связан с нарушением баланса микрофлоры влагалища — замещением «полезных» лактобактерий другими, анаэробными. Он является самой частой причиной жалоб женщин на «необычные» выделения, и в то же время нередко вообще не вызывает неприятных симптомов, обнаруживаясь случайно при обследовании по другому поводу. В большинстве случаев при бессимптомном бактериальном вагинозе лечения не требуется — мы лечим болезнь, а не «плохие» анализы. Терапия при отсутствии симптомов может понадобиться в рамках подготовки к некоторым гинекологическим процедурам.
  • Кандидозный вагинит: вызывают его грибок Candida и другие представители грибковой флоры, которые в норме есть во влагалище, но в малом количестве. В некоторых случаях они начинают активно размножаться, вызывая неприятные симптомы.
  • Инфекции, передаваемые половым путем: заболевания, возбудители которых распространяются от человека к человеку только во время сексуального контакта с зараженным партнером.

ИППП, вопреки распространенным мифам, не передаются бытовым путем, например, через предметы личной гигиены.

Причины вагинита

Удобно рассмотреть причины вагинита с учетом его вида.

Бактериальный вагиноз

Описано около 80 факторов, которые могут приводить к бактериальному вагинозу. Частые стрессы, смена полового партнера, прием антибактериальных препаратов и прочее могут нарушать баланс естественной микрофлоры влагалища, когда снижается количество «полезных» лактобактерий и повышается активность анаэробов. Они в норме присутствуют во влагалище, но в малом количестве. Признаки болезни возникают на фоне активного роста анаэробных бактерий при наличии предрасполагающих факторов.

Важно: бактериальный вагиноз не передается половым путем.

Кандидозный вагинит

Существует множество факторов риска, которые могут стать причиной активного размножения грибковой флоры. Вот наиболее распространенные:

• прием антибактериальных препаратов;
  • сахарный диабет;
  • гормональные изменения, например в период беременности;
  • использование гормональных и внутриматочных контрацептивов (КОК, спирали);
  • сниженный иммунитет, например, на фоне ВИЧ-инфекции, приема иммуносупрессивных или стероидных препаратов;
  • высокая сексуальная активность.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)

Когда говорят об ИППП, то имеют в виду 4 патологии — хламидиоз (вызванный Chlamydia trachomatis), гонорея (возбудителем является Neisseria gonorrhoeae), трихомониаз (болезнь вызывает простейший одноклеточный организм Trichomonas vaginalis) и инфекция, вызванная Mycoplasma genitalium — микоплазмоз. Все эти инфекции передаются во время полового контакта от инфицированного человека к здоровому.

Вам нужна помощь гинеколога? Запишитесь на прием!

Диагностика

С симптомами вагинита необходимо обращаться к врачу-гинекологу. Диагностику начинают со сбора анамнеза — после беседы с пациенткой иногда можно предположить причины и установить факторы риска вагинита. Для диагностики заболевания используют следующие методы:

• влагалищное исследование: во время осмотра врач может увидеть воспалительный процесс на слизистой оболочке и оценить характер выделений;
  • микроскопическое исследование: берется мазок со стенок влагалища и/или из шейки матки и отправляется в лабораторию, там образец материала изучают под микроскопом, иногда с применением специальных красителей;
  • посев на флору: влагалищное отделяемое помещают в питательную среду, чтобы выявить возбудителя, метод информативен для диагностики кандидозного вагинита и некоторых ИППП (например, трихомониаза);
  • ПЦР (полимеразная цепная реакция): поиск ДНК возбудителя в биологическом материале (влагалищном материале);
  • NASBA (реакция амплификации нуклеиновых кислот): молекулярно-биологический метод диагностики ИППП.

Иногда проводят измерение pH влагалища с помощью тест-полосок — в зависимости от показателей они меняют цвет. Повышение может указывать на бактериальный вагиноз и ИППП (в частности, трихомониаз), а понижение характерно для кандидозного вагинита.

Не существует универсального анализа — их огромное множество, но нет «золотого стандарта». Ничего не заменит прием врача-гинеколога, ведь ни одно исследование не сможет точно ответить на вопрос, какая конкретно проблема у пациента. Диагностика — это всегда совокупность жалоб, анамнеза и других данных, которые должен оценивать только врач.

Лечение вагинита

Лечение зависит от причины вагинита. Общепризнанным и эффективным методом признаны антибиотикотерапия или противогрибковые средства (в случае выявления грибковой природы воспаления). Используются препараты для приема внутрь или вагинальные средства. При частых рецидивах может быть назначен более длительный курс лечения. В случае выявления инфекции, передающейся половым путем, лечить нужно и партнера.

Если врач назначит антибиотики, необходимо пройти курс до конца, не прекращая терапию после исчезновения симптомов. В противном случае болезнь может возникнуть вновь.

Возможные осложнения

Длительно протекающий вагинит на фоне отсутствия лечения может привести к распространению инфекции выше, на соседние структуры. В результате развиваются воспалительные заболевания органов малого таза: например, эндометрит (воспаление внутреннего слоя матки), сальпингит (поражение маточных труб), сальпингоофорит (воспалительный процесс в яичниках и маточных трубах). Все эти патологии при отсутствии лечения могут стать причиной бесплодия или преждевременных родов у беременных женщин. Поэтому важно вовремя обращаться к врачу-гинекологу, чтобы как можно раньше выяснить причину неприятных ощущений и пройти соответствующее лечение.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный. При правильно подобранной терапии болезнь полностью излечивается.

Для профилактики вагинита рекомендуется:

• исключить незащищенные половые контакты с новыми партнерами;
  • использовать барьерные методы контрацепции;
  • соблюдать правила интимной гигиены, подмываться только снаружи — не нужно мыть влагалище изнутри;
  • поддерживать иммунитет — правильно питаться, вести подвижный образ жизни, высыпаться и постараться снизить уровень стресса;
  • регулярно совместно с партнером проходить обследования на инфекции, передаваемые половым путем;
  • посещать врача-гинеколога при первых подозрительных симптомах.

Специалисты Медицинского центра доктора Александровского обладают большим практическим опытом и актуальными знаниями для диагностики и лечения вагинита. Наши врачи-гинекологи — бережные и деликатные, обязательно помогут вам справиться с неприятной проблемой с использованием современных стандартов и международных клинических рекомендаций.

Вагиниты: стоимость
Прием узкого специалиста первичный
от 12 000 руб.
Прием узкого специалиста повторный
от 10 000 руб.
Телемедицинская консультация узкого специалиста
от 9 000 руб.
Наш блог
Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП)
05.08.2024
Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП)
Как подготовиться к колоноскопии
06.06.2024
Как подготовиться к колоноскопии
Как победить морскую болезнь?
13.02.2024
Как победить морскую болезнь?