Вакцины при планировании беременности

Какие прививки нужно сделать?

Существует несколько вакцин, рекомендованных при планировании беременности. Подробнее о них расскажет гинеколог Медцентра доктора Александровского Ксения Мехедова.

Вакцинация против ветряной оспы

Что такое ветряная оспа?

Ветряная оспа или, как ее часто называют, ветрянка — это заразное, обычно детское, заболевание, которое включает в себя сыпь по всему телу, лихорадку, головную боль.

Почему необходима прививка от ветряной оспы при планировании беременности?

Да, мы привыкли, что ветрянка — детская болезнь, но нередко ей болеют и взрослые и, чаще всего, тяжелее, чем дети. Беременные женщины особенно подвержены осложнениям ветряной оспы: пневмония, миокардит, вторичная бактериальная инфекция, гепатит.

Безопасно ли это?

В августе 2019 г. Merck опубликовал 22-летний обзор вакцины против ветряной оспы. Исследователи обнаружили снижение зарегистрированных неблагоприятных событий с течением времени (около 500 на миллион доз в 1995 году и около 40 на миллион доз в 2016 году), а серьезные неблагоприятные события составили 0,8 сообщения на миллион доз.

Реестр мониторинга плода и беременности женщин, которые случайно получили вакцину от ветрянки за 3 месяца до или в любое время во время беременности не выявил повышенного риска врожденных дефектов.

Как я буду чувствовать себя после вакцинации?

Было показано, что вакцина против ветряной оспы безопасна и хорошо переносится.

Общие нежелательные эффекты:

• Боль в руке на месте инъекции

• Сыпь в месте инъекции

• Временная боль, скованность в суставах

Кому противопоказана вакцинация против ветряной оспы?

• Если у пациента была аллергическая реакция после предыдущей вакцинации против ветряной оспы или есть тяжелая, опасная для жизни аллергия.

• Беременные женщины или предполагающие, что они могут быть беременны.

• Если у пациента ослабленный иммунитет или у него есть кровные родственники с историей наследственных или врожденных проблем с иммунной системой, принимает салицилаты (например, аспирин), недавно перенес переливание крови или форменных элементов, если у пациента туберкулез.

Когда нужно сделать прививку от «ветрянки»?

Вакцинацию рекомендуют проводить минимум за 2 месяца до начала планирования беременности, с соблюдением контрацепции в этот период. Также можно проводить вакцинацию во время менструации, чтобы быть уверенной в отсутствии беременности.

Вакцинация против кори

Что такое корь?

Корь — это крайне заразная вирусная инфекция, для которой характерны лихорадка, кашель, заложенность носа, конъюнктивитом, красные высыпания с белым центром на слизистой полости рта, кожная сыпь.

Часто ей болеют дети, но возможно и заболевание взрослых.

Почему необходима прививка от кори при планировании беременности?

Заболевание корью во время беременности грозит более тяжелым течением болезни, возможной внутриутробной гибелью плода, врожденными пороками развития ребёнка.

Если у матери есть иммунитет к кори (из-за предыдущего заболевания или вакцинации), то и младенец получает от неё антитела, которые защищают его от инфекции в первые 6–12 месяцев жизни.

Безопасна ли вакцинация против кори?

Вакцина против кори считается безопасной, как и с любым лекарством, с ее применением может быть связано появление нежелательных эффектов. Однако вакцинация будет меньшим риском для здоровья, чем заболевание корью.

Часто вакцины против кори содержат еще компоненты, защищающие от краснухи и «свинки», что помогает защитить будущую маму от этих инфекций.

При наблюдении за беременными женщинами, получившими вакцину, не было выявлено случаев осложнений беременности, а также неблагоприятных её исходов.

Эффективна ли эта вакцина?

До начала программы вакцинации против кори в 1963 году, по оценкам, от 3 до 4 миллионов человек заболевали корью каждый год в Соединенных Штатах. Из них около 500 000 случаев ежегодно сообщались в CDC: 400-500 умерли, 48 000 были госпитализированы, а у 1000 развился энцефалит (отек мозга) от кори. С тех пор широкое использование вакцины, содержащей вирус кори, привело к сокращению случаев заболевания корью более чем на 99% по сравнению с эпохой до вакцинации.

Кому не рекомендована вакцинация против кори?

• Если у пациента есть тяжелая, опасная для жизни аллергия.

• Беременные женщины или предполагающие, что они могут быть беременны.

• Если у пациента иммунодефицит или он имеет родителя, брата или сестру с историей наследственных или врожденных проблем с иммунной системой, принимает салицилаты (например, аспирин), недавно перенес переливание крови или форменных элементов, если у пациента туберкулез.

Как я буду себя чувствовать после вакцинации?

Чаще всего не наблюдается нежелательных эффектов после вакцинации, однако перечислим побочные варианты ухудшения самочувствия после инъекции:

• Покраснение, боль, небольшая сыпь или отек в месте введения

• Временная боль, скованность в суставах

Когда сделать прививку?Так как вакцинация противопоказана для беременных женщин, ее рекомендуется проводить минимум за 1 месяц до начала планирования беременности, с соблюдением контрацепции в этот период. Также можно вакцинироваться во время менструации, чтобы быть уверенной в отсутствии беременности.

Вакцинация против краснухи

Что такое краснуха?

Краснуха — это заразная вирусная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем, для которой характерны сыпь и лихорадка.

Почему необходима прививка от краснухи при планировании беременности?

Несмотря на то, что краснуха обычно протекает в легкой форме, первичное инфицирование вирусом краснухи в ранние сроки беременности может привести к синдрому врожденной краснухи (СВК), который оказывает серьезное влияние на здоровье ребенка. Если женщина заражается вирусом краснухи в начале беременности, существует 90% вероятность передачи вируса плоду.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 100 000 случаев синдрома врожденной краснухи.

Дети, страдающие СВК, могут иметь нарушения слуха, пороки сердца, диабет и дисфункцию щитовидной железы.

Безопасна ли вакцинация против краснухи?

В редких случаях вакцинация сопровождается побочными эффектами, но сама вакцина против краснухи считается безопасной. Надо помнить, что вакцинация при планировании беременности сопряжена с намного меньшим риском для здоровья, чем заболевание краснухой.

Чаще всего, вакцины против краснухи содержат еще компоненты, защищающие против кори и «свинки», что помогает защитить будущую маму от этих инфекций.

При наблюдении за женщинами, получившими вакцину во время беременности, не было выявлено случаев осложнений беременности, а также неблагоприятных её исходов.

Согласно исследованиям, во время массовой вакцинации от краснухи не было выявлено каких-либо серьезных неблагоприятных реакций.

Эффективна ли эта вакцина?

Более 95% длительного иммунитета обеспечивает одна доза вакцины против краснухи! Четверо из 1000 родившихся детей появлялись на свет с синдромом врожденной краснухи до введения массовой вакцинации.

Кому не рекомендована вакцинация против краснухи?

• Если у пациента наблюдалась аллергическая реакция после предыдущей вакцинации или есть в анамнезе тяжелая аллергия.

• Беременные женщины или предполагающие, что они могут быть беременны.

• Если у пациента иммунодефицит или он имеет родителя, брата, сестру с историей наследственных или врожденных проблем с иммунной системой, принимает салицилаты (например, аспирин), недавно перенес переливание крови или форменных элементов, если у пациента туберкулез.

Как я себя буду чувствовать после вакцинации?

Обычно не наблюдается нежелательных эффектов после вакцинации, однако перечислим побочные варианты ухудшения самочувствия после инъекции:

• Покраснение, боль, небольшая сыпь или отек в месте введения

Когда сделать прививку?

Так как вакцинация противопоказана для беременных женщин, ее рекомендуется проводить минимум за 1 месяц до начала планирования беременности, с соблюдением контрацепции в этот период. Рекомендуется проводить вакцинацию во время менструации, чтобы быть уверенной в отсутствии беременности.

Вакцинация против гриппа

Всю информацию об этой вакцинации можно посмотреть в разделе вакцин, рекомендованных при беременности.

При планировании беременности также рекомендуется вакцинироваться перед сезоном заболеваемости (август — октябрь).

Я думаю, что я болела в детстве краснухой/ветрянкой/корью, или хочу убедиться в том, что мне действительно необходима вакцинация против этих заболеваний при планировании беременности?

Чтобы убедиться в необходимости вакцинации при планировании, можно сдать кровь на наличие IgG к кори, краснухе, ветряной оспе. В случае, если концентрация антител будет выше порогового минимума, это говорит о наличии иммунитета к этим заболеваниям.

*Для интерпретации результатов анализов необходимо обратиться к лечащему врачу!

Подробнее о вакцинации во время беременности.

Мехедова Ксения Владимировна
Гинеколог