По статистике с эндометриозом сталкивается каждая 10 женщина. Есть мнение, что лечить это заболевание можно гормональными препаратами и обойтись без операции. Так ли это? Если принимать гормоны при эндометриозе, какое действие они окажут на организм? Разбираемся с гинекологом Медицинского центра доктора Александровского.

Что такое эндометриоз?

Это хроническое заболевание, при котором слизистая оболочка внутри матки, почти такая же как эндометрий, разрастается за ее пределы.  Сначала эндометриоидные имплантаты проявляются в виде маленьких бляшек или пятен на поверхности тазовой брюшины. Распространенность и степень инвазии эндометриоза меняются и непредсказуемы. Это приводит к воспалению и проблемам с фертильностью. Женщина испытывает сильные боли во время месячных, секса, при мочеиспускании; менструации сопровождаются обильными кровотечениями.

Лечебное действие гормональных средств при эндометриозе

Основной способ лечения заболевания — хирургический, когда удаляют очаги эндометриоза. Гормональные препараты назначают как симптоматическую терапию или как средство против рецидивов.  Гормоны помогают облегчить или устранить боль при эндометриозе. Лабораторные версии гормонов замедляют рост эндометриозной ткани и предотвращают образование новой. Но симптомы могут вернуться после прекращения приема препаратов.

Действие гормонов на эндокринную систему у женщины идет по двух направлениям: временное подавление функций яичников или воздействие на очаг заболевания прогестогенами. Терапевтический эффект от гормональных препаратов:

• Уменьшение роста эндометрия

• Облегчение боли

• Помогают свести к минимуму менструальные спазмы, боль во время полового акта (диспареунию)

• Улучшение фертильности.

Принцип действия гормонов

Подавление овуляции:

Снижаются циклические гормональные изменения, стимулирующие рост ткани эндометрия.

Снижение выработки эстрогена:

Эстроген способствует росту эндометриальной ткани. Многие гормональные препараты снижают уровень эстрогена или блокируют его действие, тем самым ограничивая рост эндометриотических поражений.

Типы гормональных препаратов и механизмы их действия

• Комбинированные оральные контрацептивы (КОК)

Механизм: КОК содержат как эстроген, так и прогестин. Они предотвращают овуляцию, уменьшают кровотечение и стабилизируют гормональные колебания.

Эффект: Уменьшение менструальных болей и кровотечений, уменьшение размеров эндометриоидных имплантатов.

• Прогестины и терапия только прогестинами

Механизм: Прогестины противодействуют эффектам эстрогена, подавляя рост эндометриальной ткани.

Эффект: Уменьшение воспаления, облегчение боли и атрофия эндометриоидных имплантатов.

Примеры: Медроксипрогестерона ацетат, норэтиндрона ацетат и левоноргестрел-рилизинг внутриматочная система (LNG-IUS).

• Агонисты и антагонисты гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ)

Механизм: Эти препараты подавляют выработку гипофизом фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ), что приводит к снижению выработки эстрогена яичниками.

Эффект: Индуцированное гипоэстрогенное состояние (аналогичное менопаузе), приводящее к уменьшению роста ткани эндометрия.

Примеры: Леупролид, нафарелин и элаголикс (антагонист).

• Даназол

Механизм: Даназол создает высокоандрогенную и низкоэстрогенную среду, которая подавляет рост ткани эндометрия.

Эффект: Облегчение боли и уменьшение количества эндометриоидных имплантатов.

• Ингибиторы ароматазы

Механизм: Эти ингибиторы блокируют фермент ароматазу, который превращает андрогены в эстрогены в организме, тем самым снижая уровень эстрогенов.

Эффект: Уменьшение размера поражения эндометрия и устранение боли.

Примеры: Летрозол, анастрозол.

Противопоказания для гормональной терапии в рамках лечения эндометриоза

• Сердечно-сосудистые заболевания

• Онкологические заболевания

• Заболевания печени

• Беременность (иногда лечение проводят) и период лактации

• Индивидуальная непереносимость.

Лапароскопия — золотой стандарт лечения эндометриоза

Несмотря на то, что довольно распространено «лечение» эндометриоза у женщин с помощью гормонов, только после операции можно говорить об излечении и уходе от заболевания. Эндометриоидная киста должна быть удалена. Лапароскопия — малоинвазивное хирургическое вмешательство, которое обладает высокой эффективностью, но при  этом дает минимум осложнений.

Лечение в Медицинском центре доктора Александровского

Самый главный первый шаг — это качественная диагностика. Наши опытные гинекологи проведут тщательный осмотр и только необходимые исследования — ничего лишнего.

Рекомендуем также наши программы женского чек-апа, которые дадут полную информацию о состоянии вашего здоровья на текущий момент.

! Напоминаем, что при первых симптомах эндометриоза нужно обратиться к врачу! Тазовая боль при менструации, обильные месячные — не норма, и женщина не должна терпеть. Заниматься самолечением, в том числе использовать народные средства — категорически не рекомендуем. Это опасно своими последствиями: болезнь может усугубиться и организму будет нанесен большой вред.